Ресми интернет-ресурсқа қош келдіңіз

Уважаемый Бахытжан Абдирович!

Уважаемые коллеги!

Система образования причастна к вопросам занятости через качество подготовки специалистов и соответственно их востребованность на рынке труда.

 

В республике наблюдается снижение уровня безработицы среди молодежи. По сравнению с 2015 годом уровень молодежной безработицы снизился с 4,2% (в 2015 году) до 3,8% в 2017 году.

 

Этого мы достигли благодаря реализации программ и социальных проектов таких как  «Дорожная карта занятости-2020», «Жасыл ел», «С дипломом в село!», «Молодежная практика», «Мәңгілік ел жастары- индустрияға! (Серпін)» и другие.

 

За последние годы улучшилось качество подготовки кадров и соответственно, повысился показатель по трудоустройству и занятости выпускников. В 2017 году (92,0 %) по сравнению с 2012 годом (79,4%) показатель трудоустройства и занятости выпускников колледжей увеличился на 12,6 %.

 

Вместе с тем за последние 10 лет наблюдается положительная динамика по снижению численности самозанятой молодежи.

 

Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной экономики. Тем не менее, они наименее востребованы на рынке труда в силу, отсутствия практических навыков, опыта.

 

Во исполнение поручения Президента, данных на заседании Совета Безопасности Республики Казахстан 30 мая 2018 года  Министерство образования и науки приняло участие в разработке проекта Дорожной карты по обеспечению занятости и социализации молодежи NEET в возрасте от 18 до 29 лет, в том числе выпускников 2018 года.

 

В проекте Дорожной карты из 30 мероприятий,  Министерство является соисполнителем по 14 мероприятиям.

Позвольте остановиться кратко на основных мероприятиях Дорожной карты.

 

Как Вы знаете, с 2014 года реализуется проект  проект «Серпін». В настоящее время в рамках Проекта в 26 вузах из 9 областей обучаются 12 344 человек, а в 37 учебных заведениях ТиПО 7 регионов обучаются 2 276 человек.

 

В целом, данный проект вызывает большой интерес у молодежи, особенно из семей с невысоким социальным статусом, и может стать реальным социальным лифтом для их профессиональной самореализации.

 

Однако необходимо отметить, что одним из проблемных вопросов является отсутствие гарантированного места трудоустройства выпускников данного Проекта.

 

Для этих целей Министерством в проект Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 — 2021 годы «Еңбек» включена норма по закреплению обязательной отработки и трудоустройства выпускников Проекта после завершения учебного заведения в трудодефицитных регионах.

 

Стоит отметить, что отработка выпускников в рамках Проекта осуществляется в соответствии с трехсторонним договором о трудоустройстве выпускника между организацией образования, работодателем и обучающимся.

 

Распределение, направление на работу и трудоустройство молодых специалистов осуществляются местными исполнительными органами в соответствии с направлением организации образования.

 

В этой связи нами совместно с акиматами будет проработан вопрос по прохождению студентами колледжей и вузов производственной практики, обеспечению их трудоустройства.

 

Вместе с тем, отмечаем, что в соответствии с Бюджетным кодексом РК денежные средства, предусмотренные в рамках данного Проекта, с 2019 года будут переданы из республиканского бюджета в бюджеты акиматов в виде целевых трансфертов.

 

После передачи денежных средств, акиматы могут присуждать образовательные гранты в рамках Проекта.

 

Наряду с этим, с сентября 2017 года внедрен проект бесплатного технического и профессионального образования  для всех, в рамках которого все желающие могут получить рабочую профессию бесплатно.

 

В рамках данного проекта  доля студентов, обучающихся по госзаказу, увеличена до 54%. Это позволило остановить негативный тренд ежегодного сокращения контингента колледжей, продолжавшийся последние 5 лет.

 

Также активизируется работа по внедрению дуального обучения. Дуальное обучение внедрено в 460 колледжах с участием 3055 предприятий с охватом 31 тыс. студентов.

 

Как показывает практика, дуальное обучение является одной из наиболее эффективных мер по обеспечению трудоустройства молодежи.

 

Для этого, чтобы стимулировать предприятий Министерством в рамках подушевого финансирования предусмотрена оплата наставникам с производства, а также затраты, необходимые на обеспечение расходными материалами.

 

Также отмечаем, что сейчас подушевое финансирование реализуется в пилотном режиме в Карагандинской и Павлодарской областях, и г. Алматы.

 

Нами совместно с акиматами продолжается работа по данному направлению.

 

В целях привлечения молодежи в систему ТиПО  Министерством проводится работа по созданию центров компетенции в регионах по аналогии с APEC PetroTechnic г. Атырау.

 

По данному вопросу в  течение  года с участием акиматов и работодателей была проведена работа по отбору центров компетенций из числа передовых и сильных колледжей по каждой отрасли.

 

Учитывая, что создание таких центров достаточно затратный и трудоемкий процесс, Министерством совместно с акиматами проработан вопрос по запуску 5 пилотных центров компетенции.

 

В этой связи совместно с акиматами будем продолжать работу по созданию центров компетенции.

 

Одним из ключевых вопросов Дорожной карты  является  формирование базы данных выпускников школ 2018 года, непоступивших в ВУЗы и непризваных на срочную воинскую службу в рамках национальной образовательной базы данных.

 

По итогам формирования  соответствующая информация по выпускникам школ 2018 года будет представлена в Министерство общественного развития.

 

Это большая работа, которая требует четкого взаимодействия между отраслевыми и местными исполнительными органами, профессиональными сообществами.

 

В целом, работа в рамках Дорожной карты будет продолжена.

Спасибо за внимание!